Термины «команда» и «группа» очень часто используются как взаимозаменяемые, но между ними есть разница.

Мы определяем команду как группу от 3 до 25 человек, которые
  1. работают на единую цель
  2. работают совместно
  3. управляются единым лидером
  4. разделяют ответственность между собой за общий результат
  5. рассматривают себя как часть команды с общей целью и разделенными принципами
Определение команды отличается по трем параметрам:
  • Во-первых, диады (пары) не могут считаться командой. Динамика отношений между двумя людьми всегда проще, чем между тремя и более.
  • Во-вторых, определение команды подразумевает ментальную модель (принципы, основные понятия) той команды, частью которой они являются. Другими словами они воспринимают и описывают себя как члены единого коллектива, который склонен иметь единые опознаваемые критерии интерпретации событий, они склоны понимать и оценивать эти события одинаково.
  • И в-третьих, команды склоны быть количественно небольшими – обычно это менее 25 человек. Группы более 25 человек могут восприниматься как команды, профессиональные, например, футбольные команды, но чаще всего они подразделены на небольшие подгруппы внутри (типа команда защиты, команда нападения).
Общепризнанные примеры команд – это группы летчиков на борту самолетов, группа пожарников в одной смене, проектные команды по разработке ПО, смены на производстве, смены работников ресторанов, отделы по разработке и тестированию новых продуктов, спортивные команды и т.п. Индивидуальные члены таких команд разделяют общие цели деятельности, зависят от помощи и поддержки других членов команд, подчиняются одному лидеру (руководителю), и, что самое важное, соотносят себя с командой и разделяют идентичность (понимание) этой команды.

Группы – это кластер людей, которые не отличаются этими пятью чертами в той степени, чтобы мы их называли командами. Команда региональных продаж страховой компании или других финансовых услуг будет прототипом группы, а не команды. В таких группах каждый продажник имеет свои личные цели по продажам. Они могут отличаться в зависимости от территории, за которую он отвечает. Также отличаться может стратегия продаж и взаимодействия с клиентами. Способность каждого отдельного продажника достигать целей не зависит от того, как сработают остальные люди в группе. И даже наоборот: его личный результат зависит напрямую только от него самого.

Важно еще отметить, что лидеры играют пассивную роль в управлении группами. А если сказать это еще более честно, то вообще никак не управляют группами. Лидеры, которые берут на себя ответственность за группу, обязаны обеспечить, чтобы члены группы работали по одним и тем же договоренностям, обладали примерно одинаковым уровнем навыков, сохраняли мотивацию, обладали адекватными ресурсами для выполнения работы, достигали личных целей и выполняли задачи, умели самостоятельно быстро принимать решения.

Автор: Гордон Кёрфи (Gordon Curphy)